Правительство может вернуться к идее регулирования онлайн-торговли

Благодаря мерам дополнительного контроля решатся многие накопившиеся проблемы e-commerce Фото:

Благодаря мерам дополнительного контроля решатся многие накопившиеся проблемы e-commerce Фото: freepik.com

В России растет статистика претензий к маркетплейсам – люди жалуются на недостоверную или неполную информацию по товарам, сложности с их возвратом и нарушения сроков доставки. В Минпромторге планируется отрегулировать некачественную работу e-commerce, ужесточив контроль за онлайн-торговлей. Экспертные исследования показали, что упорядочить ситуацию в офлайн-ритейле помогло именно регулирование через закон о торговле. В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никиты Кузнецова к членам комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле за февраль.

В своем докладе, чиновник, возглавляющий эту комиссию, отмечает рост числа жалоб потребителей из регионов на дистанционную продажу товаров, осуществляемую такими онлайн-ритейлерами, как Wildberries, Ozon, Avito, «Юла», «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет». Люди недовольны порядком возврата товаров и рассмотрения претензий по ним, отсутствием необходимой информации о товарах, срывом сроков их доставки и отказами от продажи. Для минимизации таких ущербов регионы предлагают Минпромторгу обязать онлайн-площадки раскрывать информацию, позволяющую «однозначно идентифицировать продавцов», предоставлять по запросу товарно-сопроводительную документацию, запретить односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технический сбой. Также предлагается ввести промежуточные счета, оплата с которых поступает продавцу после получения заказа клиентом, и ответственность онлайн-площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами. В письме говорится, что все эти предложения будут рассмотрены на следующем заседании комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле Минпромторга.

Отмечается, что часть поднятых субъектами РФ проблем уже урегулированы законодательством. Кроме того, по словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, неадекватное решение проблем, не отвечающее балансу интересов сторон, в частности, может создать «непомерную нагрузку на бизнес» и будет «способствовать развитию потребительского экстремизма». Соколов отмечает, что часто потребители не дожидаются отведенного законом срока на ответ в десять дней, а часть жалоб не содержит информации о сделке и характере нарушений. 

В 2022 году АКИТ получила около 1,7 тысячи жалоб, и в подавляющем большинстве все они разрешились в досудебном порядке. В Wildberries, например, успешно практикуется оплата через промежуточные счета, ритейлер считает, что специальных мер регулирования не требуется, поскольку «основные вопросы успешно решаются в диалоге». Комментариев от других участников рынка не поступило.

При этом зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отметил, что поставщики при работе с маркетплейсами отмечают «некорректное начисление штрафов и комиссий, утерю товара после передачи площадке и отсутствие за это ответственности, что вредит репутации добросовестных поставщиков, продукция которых не может конкурировать по цене с некачественной, а наличие контрафакта наносит ущерб брендам, которые следят за качеством. Он считает внешнее регулирование отрасли «излишним», подтверждая, что «пока проблемные вопросы решаются комиссией при Минпромторге».

Но есть и противоположное мнение. Так, гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» Алексей Кожевников указывает, что маркетплейсы могут «влиять на выбор потребителей, необоснованно блокировать продавцов», поэтому, по его мнению, «минимальные требования для площадок в части работы с поставщиками нужны». При этом Артем Соколов указал, что существующие стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров «уже определяют основные права и обязанности сторон и предупреждают появление недобросовестных практик».

Между тем игнорирование претензий потребителей и контрагентов «может подорвать доверие к сектору e-commerce, негативно сказаться на темпах развития, привести к госрегулированию в жестком варианте», подчеркнул старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Специалист напомнил, что закон о торговле с рядом ограничений, принятый в 2010 году и расширенный в 2019 году, был очень полезен для продуктового ритейла, где многие острые вопросы также долго не хотели обсуждать.

Автор: Галина Горская

Последние новости

Юные тучковцы сделали игрушки на ёлку

В Тучковском центре культуры и искусств Рузского муниципального округа состоялся мастер-класс «Игрушка на ёлку».

Восьмой этап забега «Марафон у дома» пройдёт в Люберцах

15001 просмотров Восьмой этап забега «Марафон у дома» пройдёт в городском округе Люберцы.

Владимир Ружицкий провёл выездной приём жителей городского округа Люберцы

15043 просмотров Председатель Совета депутатов городского округа Люберцы Владимир Ружицкий по запросу жителей посёлка Красково провёл выездной прием населения.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Коврове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *