Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?
Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?
Франчайзинг - история и развитие
Слово "franchise" в самом начале своего существования обозначало определенные преференции для осуществления различных видов бизнеса, таких как ярмарки, виноделие, охота и т.д. Имели такие права французские короли с возможностью перепродажи соответствующим заинтересованным предпринимателям. С первым современным опытом франчайзинга связываются те, кто предоставлял лицензии тавернам на эксклюзивную продажу пива с использованием имени пивоварни в названии своего заведения. Этот опыт датируется серединой XIX века в Германии.
Но новая веха истории франчайзинга связана с завершением Второй мировой войны, ростом экономики и потребительских веяний в Соединенных Штатах, а позднее в Европе. Идея продажи "бизнес-формата" была представлена американской корпорацией McDonald's и быстро завоевала популярность среди предпринимателей. Создатель данной концепции, Рэй Крок, не является только создателем сети фастфуда, но и отец-основатель идеи "как продавать фастфуд". В настоящее время франшиза McDonald's является одной из самых дорогих и популярных в области фастфуда. Концепция быстро нашла свое применение и охватила все зоны бизнеса.
Но болезнь роста сказалась в 60-70-х годах: хаотичные продажи франшизы привели к нескольким скандалам и банкротству некоторых недействительных франчайзеров. Идея франчайзинга получила частичное discredit и стала компенсироваться созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые заполняют франчайзинговые отношения на современном рынке. В настоящее время франчайзинг является зрелой и взрослой технологией бизнеса.
Структура франчайзинга – ключевые аспекты
Одним из способов расширения бизнеса является франчайзинг – передача права на использование бизнеса и технологий некой компании. В этом случае, правообладателем выступает франчайзер, а правоприобретателем - франчайзи.
Договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Роспатенте. Если одно из этих условий не выполнено, то соглашение считается недействительным.
Типы франчайзинга по виду деятельности
- Товарный (торговый) франчайзинг - продажа определенного продукта или товара. Этот вид франчайзинга встречается чаще всего в сфере розничной торговли. Франчайзи использует в названии торговой точки наименование компании и обязуется продавать только продукцию франчайзера. Товарный франчайзинг составляет до 90% всей продукции моллов по всему миру, среди примеров можно назвать Zara, H&M, Baldinini и другие.
- Производственный франчайзинг – право на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологии, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
- Деловой франчайзинг - право на открытие бизнеса в сфере франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, может обучать персонал при поддержке материнской компании и т.д. Данный вид широко распространен в сфере услуг, общепита, в гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».
Типы франшиз
- Прямая франшиза - непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Этот вид франшизы наиболее удобен для региональных и национальных франчайзеров. В случае, когда речь идет о транснациональном франчайзинге, франчайзер предпочитает предлагать мастер-франшизу, если франшиза впервые предлагается на новом национальном рынке.
- Мастер-франшиза - когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзер. Такой франчайзер регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Франчайзинг: плюсы и минусы
Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.
Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.
Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:
Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи
Преимущества для франчайзера:
- Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
- Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
- Доходы от продажи франшизы и роялти
- Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)
Недостатки для франчайзера:
- Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
- Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
- Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы
Преимущества для франчайзи:
- Защита от рисков начального этапа
- Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
- Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)
Недостатки для франчайзи:
- Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
- Затраты на покупку франшизы
- Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера
Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.
Существуют популярные и выгодные франшизы, но говорить об абсолютно «лучших» нельзя. Список наиболее эффективных франшиз был опубликован Forbes в летом 2021 года. Эксперты опирались на несколько критериев, включая срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. Методология составления рейтинга была скорректирована, учитывая условия пандемии - количество закрытых точек в 2020 году не рассматривалось.
В рейтинги вошли компании с франшизой, предполагающей инвестиции от 5 млн рублей. В топ-5 списка вошли «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa Johns и Fix Price. «IQ 007», «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс» стали лидерами списка компаний, франшиза которых предусматривает вложения от 1 млн до 5 млн рублей. В списке самых недорогих франшиз заняли первые позиции KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор» и Ozon Forbes.
Но нужно заметить, что выбор франшизы - это сложный и ответственный процесс. Важно проанализировать условия потенциального франчайзера, размер инвестиций, предполагаемый срок окупаемости. Рейтинги не гарантируют успеха в делах, не стоит всё мерить одной меркой. Российские франшизы могут не соответствовать мировым стандартам. Сотрудничество может расплываться до дилерства или продажи бизнес-идей.
Перед приобретением франшизы нужно подробно изучить множество ключевых моментов, взвесить все за и против, начиная от размера инвестиций и заканчивая своим представлением о будущем бизнесе. Магазины франшиз предоставляют помощь в подборе франшизы, проверке подлинности бренда, подготовку документов и аудит франшизы. Каталоги франшиз на специализированных интернет-ресурсах тоже могут помочь, хотя они могут также ориентироваться на рекламу товарного знака.
Нельзя гарантировать успех бизнеса, если не взвесить все возможные риски и плюсы при выборе франшизы. Хороший успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. После правильного выбора и всех рассчётов вложения окупятся даже в трудные времена локдаунов и кризисов.
Фото: freepik.com