Проведение опросов: цели, методы и стоимость услуг по изучению целевой аудитории

Проведение опросов: цели, методы и стоимость услуг по изучению целевой аудитории

Когда речь идет о значимости исследований в бизнесе, кажется, что можно провести параллель с медициной. В обоих случаях требуется наличие квалифицированных специалистов, которые смогут проанализировать ситуацию перед тем, как принимать какие-либо решения. Как и врач, который предписывает лечение только после того, как провел диагностику, бизнес-аналитики должны изучить рынок, чтобы помочь компаниям определить возможности для увеличения продаж.

В настоящее время метод проб и ошибок стал неактуален, поскольку конкуренция является очень высокой. Поэтому компании должны проинвестировать в детальный анализ рынка и верно понимать причины успехов и/или неудач. Создание опросов для малого и среднего бизнеса - это надежный способ выяснить, как клиенты воспринимают бренд, его продукцию и почему продажи не растут. Также опросы могут помочь определить, какие шаги необходимо предпринять для повышения продаж и многое другое.

Цель проведения опроса

Цель проведения опроса

Владельцы бизнеса проводят опросы, чтобы понимать потребности своей целевой аудитории. Ведь путь без заложенных глаз - это дорога к успеху. Ошибки неминуемы, но когда принимаешь решение на основе анализа данных, результат может быть предсказуемым.

Крупные компании используют big data для проведения исследований рынка. Но у малых компаний, средних и нишевых нет этой возможности. Вместо этого они могут использовать опросы и анкетирование для получения информации и достижения многих целей, например:

  • Определение потребностей клиентов и их мотивации к покупке. Опросы могут помочь понять, как ваш продукт может помочь решить проблемы вашей целевой аудитории. Это может быть важно при разработке новых товаров и услуг.
  • Оценка уровня удовлетворенности и лояльности клиентов. Опрос может помочь понять устраивает ли клиентов качество продукции и обслуживания. Лояльность клиентов важна, поскольку они приносят прибыль, улучшают имидж бренда, привлекают новых клиентов.
  • Выяснение мнения клиентов о вашем продукте: насколько хорошо они знают ваш бренд, предпочитают ли они его другим, и если нет, то почему. Опросы позволяют понять, что именно нуждается в улучшении. Если речь идет о новом продукте, то исследование поможет определить его потенциал на рынке и выбрать целевую аудиторию.
  • Грамотное установление цен на товары и услуги. Опросы помогают выяснить, какая стоимость продукции и услуг является оптимальной.
  • Контроль текущей ситуации с продажами. Путем проведения опроса клиентов можно выяснить, почему продажи товаров и услуг недостаточно высоки и что можно сделать для увеличения числа продаж.
  • Прогнозирование спроса. Опросы могут помочь выяснить потенциал нового продукта или услуги и их привлекательность на рынке.
  • Изучение конкурентов и анализ их преимуществ и слабостей. Опросы могут дать понимание того, кто работает в одной нише с вами, и чем вы можете улучшить свой продукт.
  • Определение «силы» бренда, его узнаваемости и заметности рекламы среди целевой аудитории. Опросы помогают измерить эффективность маркетинговой кампании.
Как провести опрос: основные методы и инструменты

Как провести опрос: основные методы и инструменты

Опрос - это количественный исследовательский метод, который требует участия большого количества респондентов. При этом выборка зависит от цели анализа, направления работы компании, ее географической зоны деятельности и других факторов. Обычно опросное исследование включает от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Существует несколько методов проведения опросов, среди которых: онлайн, по телефону, личный опрос и многое другое. Выбор метода сильно зависит от того, как работает компания и какие каналы коммуникации уже используются. Например, для небольших офлайн-магазинов без программы лояльности наиболее удобным оказывается личный опрос клиентов, в то время как для онлайн компаний лучшим вариантом может быть онлайн опрос. А если рассматривать сферу B2B, то лучше использовать опрос по телефону. Следовательно, предпочтительным методом является тот, который уже используется компанией для связи с ее потребителями.

Существуют несколько стандартных способов проведения опросов, которые широко используются во всем мире.

Компьютерная помощь в веб-интервью (CAWI)

CAWI - это технология компьютерной помощи в веб-интервью (Computer-assisted Web Interviewing), которая позволяет эффективно опросить большое число аудитории без больших финансовых затрат. Эта технология основана на использовании специальной компьютерной программы, которая создает анкету, с возможностью настройки конфигурации и любых типов вопросов. Один из главных преимуществ CAWI в том, что она предоставляет возможность демонстрации респондентам графической, звуковой и видеоинформации. Кроме того, система автоматически фильтрует участников операционной базы данных, основываясь на возрасте, поле, местоположении, доходе и других факторах. Обычно респондентам отправляют приглашения на электронную почту, содержащие ссылку на анкету. После сбора достаточного количества ответов, результаты передаются для анализа.

Как это работает

CAWI имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это помогает экономить время и сокращает издержки в сравнении с личными интервью, обеспечивает большой охват аудитории и не имеет территориальных ограничений. С другой стороны, главный недостаток CAWI заключается в том, что «отвечаемость» у этого метода, как правило, ниже, чем у телефонного и личного опроса.

Анкетирование по телефону является одним из наиболее популярных методов исследования общественного мнения. В этом процессе можно использовать как живых операторов, так и ботов. Сегодня мы рассмотрим преимущества метода Computer-assisted Telephone Interviewing (CATI), то есть автоматизированного анкетирования по телефону с помощью комплекса программного обеспечения.

С помощью метода CATI оператор call-центра проводит опрос по специальному скрипту. При этом база данных может быть предоставлена заказчиком или сгенерирована системой случайным образом. Вопросы анкеты появляются перед оператором на экране монитора, и ответы сразу же регистрируются. Таким образом, форма предоставления данных такая же удобная, как и у метода Computer-assisted Web Interviewing (CAWI).

Основное преимущество CATI-опросов — это возможность регистрации ответов в разветвленном интерактивном режиме, то есть каждый следующий вопрос задается с учетом предыдущих ответов. В данном случае доступ в систему имеет не только оператор, но и супервайзер, который контролирует работу интервьюеров. Кроме того, возможно прослушивание выбранных анкет, запись разговоров и отслеживание результатов в процессе анкетирования.

В некоторых случаях опросы по телефону проводятся при помощи ботов - голосовых роботов, что позволяет существенно снизить стоимость исследований. Многие потребители нейтрально настроены к такому методу и не отказываются от разговора с ботом. Таким образом, выбор между живым оператором и ботом зависит от цели исследования и приверженности заказчика определенному методу.

Личный опрос – на улице или в магазине (PAPI, CAPI)

Личный опрос – на улице или в магазине (PAPI, CAPI)

Вопросы, которые задают в ходе личного интервью, часто называют face-to-face (F2F), потому что интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте и общаются лицом к лицу. Такой вид опроса можно проводить на улице, если требуется охватить широкую аудиторию, или в точках продаж, если нужно узнать мнение потребителей сразу после покупки. Особенно актуально проводить личный опрос на местах продажи в холодное время года.

Лично интервью можно проводить двумя способами: «бумажным» (PAPI – Paper-assisted Personal Interviewing) или с помощью компьютера или планшета (CAPI – Computer-assisted Personal Interviewing). Второй вариант предпочтительнее, потому что автоматизация позволяет минимизировать ошибки, данные сразу готовы к обработке, а участникам опроса можно показывать аудио- и видеоматериалы. Использование бумаги при исследовании требует дополнительной работы по переносу данных в программу.

Методы PAPI и CAPI считаются одними из самых дорогих – они уступают только поквартирному опросу и холл-тесту. Часто к затратам добавляется плата за присутствие интервьюеров на территории опроса. Ограничения метода связаны с зависимостью от места проведения опроса, а также от влияния данной локации на результаты анкетирования. В некоторых случаях можно наблюдать искажение данных. Поэтому личный опрос теряет свою популярность каждый год, особенно в условиях т.н. «послекоронавирусного» времени.

Поквартирный опрос

«Поквартирный опрос»

Респондент проходит личное интервью в своём месте жительства. Опрос может быть проведён как «бумажной» техникой, так и автоматизированной (на планшете). Этот метод анкетирования используется реже других, из-за высокой стоимости, трудоёмкости и сложности доступа в жилые дома. Тем не менее, в отличие от интервью на улице или в магазине, этот метод даёт возможность общаться с респондентом в течение длительного времени, задавать сложные вопросы, требующие развернутых ответов. Зачастую такой метод используется для социологических исследований, например, переписей населения.

Для определения результатов опроса вычисляют различные показатели и специальные индексы, у которых есть определённые нормы, которые позволяют правильно интерпретировать данные. Каждый индекс имеет свои пределы допустимых значений, которые изменяются в зависимости от типа рынка, географии деятельности, особенностей целевой аудитории и других факторов. Поэтому результаты интерпретируются индивидуально. Результаты опроса могут определить возможности для развития продукта или компании.

В соответствии с информацией оказываемых услуг, проведение опросов осуществляется специализированными агентствами, занимающимися маркетинговыми исследованиями, учитывая итоговую стоимость, которая состоит из трех составляющих: подготовки анкеты, сбора данных и анализа результатов.

При заказе проведения опросов заказчику предлагаются различные виды услуг, каждый из которых оценивается индивидуально. Таким образом, стоимость услуги зависит от нескольких факторов.

Прежде всего, на стоимость оказываемой услуги влияет количество респондентов, которые принимают участие в опросе. Иногда для получения достоверной информации достаточно опросить 100 человек, но в других случаях требуется опрашивать несколько тысяч участников.

Кроме того, цена проведения опроса зависит от вида и сложности самого опроса, а также его длительности. Например, проведение личного интервью с респондентом будет занимать больше времени и стоить дороже, чем массовое анкетирование по телефону или в Интернете.

Достижимость целевой аудитории также влияет на стоимость оказываемой услуги. Через опросы можно получить информацию о тех, кто использует определенный продукт, оценить его популярность и проникновение на рынок. В зависимости от целевой аудитории, стоимость услуги может колебаться в широких пределах.

Отклик и заполняемость анкет также важны для определения стоимости услуги. Некоторые респонденты могут отказаться от участия в опросе по различным причинам, таким как недостаток свободного времени или неудобная тематика. Кроме того, далеко не все участники дойдут до финала и качественно заполнят анкеты, что также может повлиять на стоимость оказываемой услуги.

Итак, стоимость проведения опроса является не постоянной величиной, а зависит от многих факторов. Стоимость услуги может колебаться в широких пределах, о которых следует уточнить у специалистов. Высокая стоимость услуги будет оправдана исследованиями, которые помогут руководителям компаний лучше понять потребности и мотивы их целевой аудитории, что может стать основой для принятия важных управленческих решений.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *