Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Тема цифровой трансформации в бизнесе обсуждается все активнее сегодня. Ее рассматривают как неотъемлемый элемент в новой информационной эре, без которого компании рискует потерять свое будущее. Тем не менее, не все до конца понимают, что это такое и как она работает. Существует несколько определений данного явления, и выбрать правильное не так просто. Давайте разберемся, что такое цифровая трансформация, зачем она необходима, какой эффект она оказывает на предприятие и какие технологии применяются в процессе ее реализации.
Суть цифровой трансформации
Многие считают, что цифровизация – это лишь внедрение информационных технологий в деловые процессы. Однако, это не совсем верно, поскольку цифровая трансформация не сводится только к использованию ИТ-систем, хотя они и являются неотъемлемой частью этого процесса.
Концепция цифровой трансформации не случайно основана на термине "трансформация". Речь идет о полном изменении бизнес-моделей, таких как стратегия развития, цели и принципы, продукты и услуги, подход к взаимодействию с клиентами, а также структура и корпоративная культура компании. Это означает, что в новое время необходимо произвести коренное преобразование всего бизнеса, перевести его на цифровые рельсы. Для этого широко используются платформенные решения, которые контролируют работу цифровой экосистемы, осуществляющей интеграцию сервисов предприятия и обеспечивающей комплексное изменение всех внутренних процессов.
Но следует отметить, что цифровая трансформация является актуальной не только для коммерческих структур. Она также востребована в государственном секторе, включая медицину и здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли деятельности, так как она может существенно повысить эффективность этих областей. В национальном масштабе понятие цифровой трансформации существует как одна из приоритетных национальных целей развития России до 2030 года, что было отражено в Указе Президента от 21 июля 2020 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Процесс цифровой трансформации бизнеса не может быть успешным благодаря отдельному использованию модных технологий. Для того чтобы полностью изменить структуру бизнеса необходимо создать цифровую экосистему. Такая экосистема предполагает использование большого количества технологий, однако, не обязательно применять их все сразу.
Инновационная технология, которая используется в цифровой экосистеме, включает в себя искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Обработка больших данных уже актуальна для всех сфер бизнеса, и программа Евросоюза «Горизонт 2020» уже определила ее как «топливо для новой цифровой экономики».
Микросервисы – это особый подход к архитектуре приложений, где функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Каждый сервис отвечает за определенную бизнес-задачу и управляется одной командой разработчиков. Такой подход не только обеспечивает простоту внесения изменений, но и способствует развитию IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методы машинного обучения сейчас стремительно развиваются, и их применение проникает уже во все сферы экономики. Компьютерные программы и сервисы уже могут рекомендовать товары в соответствии с предпочтениями клиентов, выдавать кредиты, проводить собеседования, диагностировать состояние здоровья и выполнять многие другие функции человека.
Облачные технологии также дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Получение доступа к информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, безопасность и экономичность – это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели. Сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они могут предсказывать будущее состояние оригинала, используя данные искусственного интеллекта. Эта технология находит широкое применение в промышленности.
Наконец, DevOps – это целая философия и методология, которая объединяет команды разработки и поддержки. Внедряя практики DevOps, можно обеспечить быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com